Вопрос: Добрый день, хотела приостановить свой ИП на три года по действующему закону, как я понимаю все налоги отменяется платит в том числе и ВОСМС в свою пользу?
Ответ: К сожалению автор вопроса не указал (а) какой режим налогообложения применяет индивидуальный предприниматель.
В соответствии со статьей 213 Налогового Кодекса Республики Казахстан:
1. Налогоплательщик (налоговый агент) в порядке, определенном настоящей статьей, имеет право на основании налогового заявления:
1) приостановить представление налоговой отчетности;
Налогоплательщик (налоговый агент) представляет в налоговый орган по месту своего нахождения:
1) налоговое заявление – в случае принятия решения о приостановлении или возобновлении деятельности или продлении срока приостановления представления налоговой отчетности.
Налоговое заявление представляется:
на предстоящий период – в случае принятия решения о приостановлении деятельности;
до окончания срока приостановления деятельности – в случае принятия решения о возобновлении деятельности или продлении срока приостановления представления налоговой отчетности;
2) налоговую отчетность с начала налогового периода до даты приостановления деятельности, указанной в налоговом заявлении, – в случае принятия решения о приостановлении деятельности.
В случае если срок представления очередной налоговой отчетности наступает после представления налогового заявления, то представление такой отчетности производится до даты представления налогового заявления;
3) налоговое заявление о регистрационном учете по налогу на добавленную стоимость в целях снятия с такого учета – в случае принятия решения о приостановлении деятельности налогоплательщиком (налоговым агентом), являющимся плательщиком налога на добавленную стоимость.
Общий срок приостановления представления налоговой отчетности с учетом его продления не должен превышать срок исковой давности, установленный статьей 48 Налогового Кодекса. Продление осуществляется на период, указанный в налоговом заявлении, с учетом общего срока.
2. Налоговый орган в течение одного рабочего дня с даты получения налогового заявления обязан провести приостановление (продление, возобновление) представления налоговой отчетности или отказать в приостановлении представления налоговой отчетности.
3. Сведения о приостановлении (продлении, возобновлении) публикуются на интернет-ресурсе уполномоченного органа не позднее даты принятия такого решения и являются основанием для непредставления налоговой отчетности за период, указанный в налоговом заявлении.
4. Отказ в приостановлении представления налоговой отчетности принимается в случаях наличия у налогоплательщика (налогового агента):
1) налоговой задолженности, задолженности по социальным платежам на дату подачи заявления;
2) факта непредставления:
налоговой отчетности, указанной в пп. 2) части второй п. 1 статьи 213 Налогового Кодекса, с учетом срока исковой давности;
налогового заявления о регистрационном учете по налогу на добавленную стоимость в случае, установленном пп 3) части второй п.1 статьи213 Налогового Кодекса;
3) факта признания налоговым органом бездействующим в соответствии со статьей 91 Налогового Кодекса;
4) неисполненных уведомлений, направленных налоговым органом.
5. В случае отказа в приостановлении представления налоговой отчетности налоговая отчетность представляется в порядке, определенном Налоговым Кодексом.
6. В случае обнаружения налоговым органом фактов возобновления налогоплательщиком (налоговым агентом) деятельности в период ее приостановления налоговые органы без извещения указанных лиц признают прекращенным срок приостановления представления налоговой отчетности с даты возобновления деятельности.
Для целей п.6 статьи 213 Налогового Кодекса возобновлением деятельности признается начало осуществления налогоплательщиком (налоговым агентом), приостановившим деятельность в соответствии с настоящей статьей, деятельности, приводящей к возникновению обязательства по исчислению, уплате налогов, платежей в бюджет и социальных платежей.
7. Положения статьи 213 Налогового Кодекса не распространяются на:
1) индивидуального предпринимателя, применяющего специальные налоговые режимы на основе уплаты единого земельного налога, для субъектов малого бизнеса на основе патента или с использованием специального мобильного приложения;
2) плательщика налога на игорный бизнес;
3) налогоплательщика, применяющего специальный налоговый режим для производителей сельскохозяйственной продукции и сельскохозяйственных кооперативов;
4) налогоплательщика (налогового агента), имеющего высокий уровень рисков по системе управления рисками, за исключением индивидуального предпринимателя, применяющего специальные налоговые режимы;
5) порядок и сроки представления налоговой отчетности по налогам на имущество, транспортные средства и земельному налогу, по плате за пользование земельными участками.
Согласно статье 214 Налогового Кодекса Республики Казахстан:
1. Индивидуальный предприниматель в порядке, определенном настоящей статьей, вправе на основании налогового заявления:
1) приостановить представление налоговой отчетности;
2) продлить срок приостановления представления налоговой отчетности.
В случае принятия решения о приостановлении деятельности или продлении срока приостановления представления расчета стоимости патента индивидуальным предпринимателем представляется налоговое заявление в налоговый орган по месту своего нахождения.
Налоговое заявление представляется:
на предстоящий период до истечения срока действия патента – в случае принятия решения о приостановлении деятельности;
до окончания срока приостановления деятельности – в случае принятия решения о продлении срока приостановления представления расчета.
Общий срок приостановления представления расчета с учетом его продления не должен превышать три года с даты начала срока приостановления представления расчета.
2. Налоговый орган в день подачи налогового заявления обязан провести приостановление (продление, возобновление) представления расчета или отказать в приостановлении представления расчета.
3. Сведения о приостановлении (продлении, возобновлении) представления расчета публикуются на интернет-ресурсе уполномоченного органа не позднее даты принятия такого решения и являются основанием для непредставления расчета за период, указанный в налоговом заявлении.
4. Отказ в приостановлении представления расчета принимается в случае наличия у индивидуального предпринимателя:
1) налоговой задолженности, задолженности по социальным платежам на дату подачи налогового заявления;
2) факта непредставления налоговой отчетности с учетом срока исковой давности;
3) неисполненных уведомлений, направленных налоговым органом.
5. Индивидуальный предприниматель признается возобновившим деятельность после истечения срока приостановления деятельности, если иное не установлено настоящей статьей.
6. Индивидуальный предприниматель вправе возобновить деятельность до окончания срока приостановления деятельности путем подачи в налоговый орган расчета на предстоящий период со дня возобновления деятельности.
7. При переходе на специальный налоговый режим с использованием специального мобильного приложения индивидуальный предприниматель признается возобновившим деятельность с даты начала действия такого специального налогового режима.
8. При непредставлении в течение шестидесяти календарных дней со дня истечения срока действия патента налогового заявления или очередного расчета индивидуальный предприниматель подлежит снятию с регистрационного учета в качестве индивидуального предпринимателя в порядке, определенном статьей 67 Налогового Кодекса.
9. В случае обнаружения фактов возобновления индивидуальным предпринимателем деятельности в период ее приостановления налоговый орган признает прекращенным срок приостановления представления расчета с даты возобновления деятельности с письменным извещением индивидуального предпринимателя.
Для целей настоящего пункта возобновлением деятельности признается начало осуществления индивидуальным предпринимателем, приостановившим деятельность в соответствии с настоящей статьей, деятельности, приводящей к возникновению обязательства по исчислению, уплате налогов, платежей в бюджет и социальных платежей.
10. Положения настоящей статьи не распространяются на порядок и сроки представления налоговой отчетности по налогам на имущество, транспортные средства и земельному налогу, по плате за пользование земельными участками.
В соответствии с п.1 и 2 статьи 681 Налогового Кодекса Республики Казахстан объектом налогообложения для налогоплательщика, применяющего специальный налоговый режим на основе патента, упрощенной декларации или с использованием специального мобильного приложения, является доход, полученный за налоговый период.
Доход, определяемый для целей п. 1 статьи 681 Налогового Кодекса, состоит из следующих видов доходов, полученных (подлежащих получению) в Республике Казахстан и за ее пределами (с учетом корректировок, производимых в соответствии с п. 6 статьи 681 Налогового Кодекса), если иное не установлено п. 2-1 статьи 681 Налогового Кодекса:………
Согласно п.2 статьи 366 Налогового Кодекса Республики Казахстан налогооблагаемый доход индивидуального предпринимателя за налоговый период определяется в следующем порядке:
доход индивидуального предпринимателя, полученный совокупно за налоговый период, определенный в порядке, аналогичном порядку определения совокупного годового дохода в целях исчисления корпоративного подоходного налога, установленного статьей 225 Налогового Кодекса, с учетом особенностей, предусмотренных статьями 226 – 240 Налогового Кодекса, ……..
В п.2 и 3 статьи 485 Налогового Кодекса Республики Казахстан указано что индивидуальные предприниматели и лица, занимающиеся частной практикой, исчисляют социальный налог в 2-кратном размере месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на дату уплаты, за себя и 1-кратном размере месячного расчетного показателя за каждого работника.
Положение п.2 статьи 485 Налогового Кодекса не распространяется на:
1) налогоплательщиков в период временного приостановления ими представления налоговой отчетности в соответствии со статьей 213 Налогового Кодекса;
2) индивидуальных предпринимателей, применяющих специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации;
3) индивидуальных предпринимателей, за исключением указанных в пп. 2) части второй п.2 статьи 485 Налогового Кодекса, и лиц, занимающихся частной практикой, которые не получали в налоговом периоде доход.
Ставки социального налога для плательщиков, применяющих специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации, установлены главой 77 Налогового Кодекса.
Согласно п.2 статьи 245 Социального Кодекса Республики Казахстан объектами исчисления социальных отчислений для лиц, указанных в пп. 2) и 3) статьи 243 Социального Кодекса, являются:
за себя и членов крестьянских или фермерских хозяйств – сумма получаемого дохода, определяемая ими самостоятельно для целей исчисления социальных отчислений в свою пользу, равная доходу, определяемому для перечисления обязательных пенсионных взносов в свою пользу, за исключением доходов, с которых не уплачиваются социальные отчисления в Фонд, но не более дохода, определяемого для целей налогообложения в соответствии с Кодексом Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс).
При этом доход, принимаемый для исчисления социальных отчислений, в месяц не должен превышать 7-кратный минимальный размер заработной платы, установленный на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.
В случае, если доход указанных лиц составляет менее минимального размера заработной платы, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете, то они уплачивают социальные отчисления в свою пользу с минимального размера заработной платы, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.
В пп. 2) статьи 243 Социального Кодекса Республики Казахстан Обязательному социальному страхованию подлежат 2) индивидуальные предприниматели, в том числе главы крестьянских или фермерских хозяйств, а также их члены, достигшие восемнадцатилетнего возраста.
Согласно статье 243 Социального Кодекса Республики Казахстан лица, достигшие возраста, предусмотренного статьей 207 Социального Кодекса, не подлежат обязательному социальному страхованию.
В соответствии с пп. 2) п.1 статьи 249 Социального Кодекса Республики Казахстан обязательные пенсионные взносы, подлежащие уплате в единый накопительный пенсионный фонд, устанавливаются для лиц, указанных в пп. 1) п. 4 статьи 248 Социального Кодекса, в размере 10 процентов от дохода, принимаемого для исчисления обязательных пенсионных взносов.
Под доходом, принимаемым для исчисления обязательных пенсионных взносов, понимается доход, получаемый лицом, определяемый им самостоятельно для уплаты социальных отчислений, за исключением доходов, с которых не уплачиваются обязательные пенсионные взносы, но не более дохода, определяемого для целей налогообложения в соответствии с Кодексом Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс).
При этом принимаемый для исчисления обязательных пенсионных взносов доход в месяц не должен превышать 50-кратный минимальный размер заработной платы, установленный на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.
В случае, если доход указанных лиц составляет менее 1-кратного размера минимальной заработной платы, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете, они вправе уплачивать обязательные пенсионные взносы с 1-кратного размера минимальной заработной платы, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.
В пп. 1) п.4 статьи 248 Социального Кодекса Республики Казахстан уплата обязательных пенсионных взносов в единый накопительный пенсионный фонд осуществляется самостоятельно индивидуальными предпринимателями, в том числе главами крестьянских или фермерских хозяйств, их членами, достигшими восемнадцатилетнего возраста, а также лицами, занимающимися частной практикой, в свою пользу.
В соответствии с п.2 статьи 251 Социального Кодекса Республики Казахстан доход, принимаемый для исчисления обязательных пенсионных взносов работодателя, устанавливается в соответствии со статьей 249 Социального Кодекса.
В пп. 3) и 9) п.2, п. 4-1 статьи 14 Закона Республики Казахстан «Об обязательном социальном медицинском страховании» указано что плательщиками взносов являются:
- индивидуальные предприниматели;
- лица, самостоятельно уплачивающие взносы, в том числе граждане Республики Казахстан, выехавшие за пределы Республики Казахстан (далее – самостоятельные плательщики), за исключением лиц, указанных:
в пп. 3) части первой п. 2 статьи 14 Закона «Об обязательном социальном медицинском страховании», кроме приостановивших представление налоговой отчетности или признанных бездействующими в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан.
Исчисление и перечисление взносов лиц, занимающихся частной практикой, индивидуальных предпринимателей, самостоятельных плательщиков осуществляются самостоятельно либо третьим лицом в их пользу.
В соответствии с п.6 статьи 28 Закона Республики Казахстан «Об обязательном социальном медицинском страховании» объектом исчисления взносов самостоятельных плательщиков, в том числе приостановивших представление налоговой отчетности в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан лиц, занимающихся частной практикой, и приостановивших представление налоговой отчетности или признанных бездействующими в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан индивидуальных предпринимателей, является минимальный размер заработной платы, установленный на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.
В п.3 и 4 статьи 28 Закона Республики Казахстан «Об обязательном социальном медицинском страховании» указано что взносы индивидуальных предпринимателей, лиц, занимающихся частной практикой, с 1 января 2020 года устанавливаются в размере 5 процентов от объекта исчисления взносов.
Взносы самостоятельных плательщиков устанавливаются с 1 января 2020 года в размере 5 процентов от объекта исчисления взносов.
Вывод:
Таким образом если индивидуальный предприниматель (ИП) у которого нет наемных работников и который приостановил деятельность ИП в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан, то в этом случае ИП освобождается от уплаты индивидуального подоходного налога (ИПН), социального налога (СН), обязательных социальных отчислений (СО), обязательных пенсионных взносов (ОПВ), обязательных пенсионных взносов работодателя (ОПВР).
При этом в соответствии с Законом «Об обязательном социальном медицинском страховании» ИП приостановивший представление налоговой отчетности в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан, то в этом случае для такого ИП (который приостановил деятельность) объектом для исчисления и уплаты взносов на обязательное социальное медицинское страхование (ВОСМС) будет являться минимальный размер заработной платы (МЗП), установленный на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.
Соответственно если ИП приостановил свою деятельность в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан, то в этом случае ИП не обязан производить уплату ИПН, СН, СО, ОПВ и ОПВР. Однако, если ИП не входит в категорию лиц, указанных в п. 1 статьи 26 Закона «Об обязательном социальном медицинском страховании», то обязан производить уплату ВОСМС по ставке 5% от МЗП как самостоятельный плательщик.
Однако если ИП приостановил деятельность и при этом является наемным работником за которого производит уплату ВОСМС третье лицо – работодатель, то в этом случае ИП приостановивший свою деятельность не уплачивает ВОСМС в качестве самостоятельного плательщика.
Материал актуален на 19.07.2024 года.
#ИП #приостановкадеятельности #ВОСМС #icfm.kz