О внесении изменения в порядок осуществления госконтроля в отношении респондентов.
Законом Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам ведения бизнеса» от 6 апреля 2024 года внесены изменения в статью 12-2 Закона РК «О государственной статистике». (вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
Статья 12-2 Закона РК «О государственной статистике» до внесения изменений |
Статья 12-2 Закона РК «О государственной статистике» после внесения изменений и дополнений |
1. Государственный контроль в области государственной статистики в отношении респондентов осуществляется в форме профилактического контроля без посещения респондентов.
|
1. Государственный контроль в области государственной статистики в отношении административных источников осуществляется в форме дистанционного контроля, периодической и внеплановой проверки в соответствии с настоящей статьей. |
2. Профилактический контроль без посещения респондентов осуществляется в виде выявления непредставления респондентами первичных статистических данных в сроки, указанные в графике представления респондентами первичных статистических данных, а также представления ими недостоверных первичных статистических данных.
|
2. Государственный контроль в области государственной статистики в отношении административных источников проводится с целью выявления: 1) недостоверности административных данных; 2) непредставления административных данных; 3) несогласованных форм, предназначенных для сбора административных данных; 4) несогласованных методик расчета показателей; 5) несоответствия качества данных требованиям по управлению данными. |
3. В случае выявления нарушений по результатам профилактического контроля без посещения респондентов оформляется заключение, которое направляется респонденту в срок не позднее двух рабочих дней со дня выявления нарушений.
|
3. Государственный контроль в области государственной статистики в отношении административных источников осуществляется: 1) по центральным государственным органам, их ведомствам, Национальному Банку Республики Казахстан – ведомством уполномоченного органа; 2) по местным государственным органам, территориальным подразделениям центральных государственных органов и их ведомствам, акимам поселков, сел, сельских округов – территориальными подразделениями ведомства уполномоченного органа. |
4. Заключение вручается респонденту лично под роспись или направляется заказным письмом с уведомлением о его вручении, текстовым сообщением по абонентскому номеру сотовой связи или электронному адресу, полученному из официальных источников, либо с использованием иных средств связи, обеспечивающих фиксацию получения.
|
4. Дистанционный контроль проводится на постоянной основе без посещения административного источника путем мониторинга, анализа, оценки качества и сопоставления административных данных, полученных ведомством уполномоченного органа и его территориальными подразделениями из официальных источников.
|
5. Заключение, адресованное респонденту, направляется по месту регистрации респондента.
|
5. При выявлении нарушений в действиях (бездействии) административного источника оформляется и направляется заключение об устранении нарушений, выявленных по результатам дистанционного контроля, в срок не позднее десяти рабочих дней со дня выявления нарушений, в котором указываются: 1) номер, дата и место составления заключения; 2) наименование государственного органа; 3) фамилия, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность), должность лица, уполномоченного на проведение дистанционного контроля; 4) сведения о специалистах, консультантах и экспертах государственных органов, подведомственных и иных организаций, привлеченных для проведения дистанционного контроля; 5) наименование административного источника, его место нахождения; 6) проверяемый период; 7) выявленные нарушения и требования об их устранении с указанием срока исполнения; 8) подпись должностного лица, проводившего дистанционный контроль. Заключение об устранении нарушений, выявленных по результатам дистанционного контроля, считается надлежащим образом доставленным в случаях направления его по электронному документообороту или по электронному адресу, полученному из официальных источников (интернет-ресурс административного источника), либо с использованием иных средств связи, обеспечивающих фиксацию получения.
|
6. Заключение признается надлежащим образом доставленным в случаях:
1) наличия подписи респондента о получении заключения;
2) направления заключения заказным письмом, которое вручается респонденту (физическому лицу) лично или кому-то из совместно проживающих с ним совершеннолетних членов семьи под роспись на подлежащем возврату отправителю уведомлении о вручении.
Заключение, адресованное юридическому лицу, вручается руководителю либо его уполномоченному лицу, который расписывается в получении заключения на уведомлении о вручении с указанием своей фамилии, инициалов и должности;
3) направления заключения заказным письмом по адресу регистрации респондента, но не врученного по причине отсутствия респондента (не проживает, не находится) по указанному адресу;
4) направления заключения в виде текстового сообщения по абонентскому номеру сотовой связи или электронному адресу, которые респондент указал в ранее представленной статистической форме, подписанной респондентом или его представителем. |
6. Заключение об устранении нарушений, выявленных по результатам дистанционного контроля, исполняется административным источником в течение пятнадцати рабочих дней со дня, следующего за днем его получения, с обязательным представлением в ведомство уполномоченного органа или его территориальное подразделение материалов, доказывающих факт устранения нарушений.
|
7. При отказе респондента принять заключение лицо, доставляющее или вручающее его, делает соответствующую отметку на уведомлении, которое возвращается в орган (должностному лицу).
|
7. При неисполнении в установленный срок заключения об устранении нарушений, выявленных по результатам дистанционного контроля, указанных в подпунктах 1) и 2) пункта 2 настоящей статьи, возбуждается административное производство в соответствии с законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях. Неисполнение в установленный срок заключения об устранении нарушений, выявленных по результатам дистанционного контроля, указанных в подпунктах 3), 4) и 5) пункта 2 настоящей статьи, а также отрицательные результаты предыдущих проверок, проведенных в соответствии с настоящей статьей, являются основаниями для включения административного источника в полугодовой план проведения периодических проверок.
|
8. Отказ респондента от принятия заключения не является препятствием к совершению дальнейших процессуальных действий. |
8. Периодическая проверка проводится с посещением административного источника на основании полугодовых планов проведения периодической проверки, которые утверждаются первым руководителем ведомства уполномоченного органа не позднее 10 декабря года, предшествующего году проверки, и до 10 июня текущего календарного года и размещаются на его интернет-ресурсе не позднее 20 декабря года, предшествующего году проверок, и до 20 июня текущего календарного года. Полугодовые планы проведения периодической проверки включают: 1) номер и дату утверждения плана; 2) наименование государственного органа; 3) наименование административного источника; 4) место нахождения административного источника; 5) предмет проверки; 6) сроки проведения проверки; 7) подпись лица, уполномоченного подписывать полугодовой план. Внесение изменений и дополнений в полугодовые планы проведения периодической проверки осуществляется в случаях ликвидации, реорганизации, изменения наименования административного источника, возникновения чрезвычайной ситуации природного, техногенного и социального характера, введения режима чрезвычайного положения, возникновения или угрозы возникновения распространения эпидемии, очагов карантинных объектов и особо опасных вредных организмов, инфекционных, паразитарных заболеваний, отравлений, а также радиационных аварий и связанных с ними ограничений. Измененные полугодовые планы проведения периодических проверок размещаются на интернет-ресурсе ведомства уполномоченного органа с отметкой об изменениях.
|
9. Заключение об устранении нарушений, выявленных по результатам профилактического контроля без посещения респондента, должно быть исполнено в течение двух рабочих дней со дня, следующего за днем его вручения.
|
9. Внеплановая проверка проводится с посещением административного источника на основании: 1) требования прокурора, материалов, поступивших из правоохранительных органов, а также других государственных органов, органов местного самоуправления по конкретным фактам нарушения законодательства Республики Казахстан в области государственной статистики; 2) сообщений или заявлений физических или юридических лиц по конкретным фактам нарушения законодательства Республики Казахстан в области государственной статистики; 3) сообщений в средствах массовой информации по конкретным фактам нарушения законодательства Республики Казахстан в области государственной статистики; 4) поручений органа уголовного преследования по основаниям, предусмотренным Уголовно-процессуальным кодексом Республики Казахстан. Внеплановые проверки не проводятся в случаях анонимных обращений.
|
10. Респондент в случае несогласия с нарушениями, указанными в заключении, вправе направить в уполномоченный орган или Национальный Банк Республики Казахстан, направивший заключение, возражение с доставлением его в уполномоченный орган или Национальный Банк Республики Казахстан в течение двух рабочих дней со дня, следующего за днем вручения заключения.
|
10. Ведомство уполномоченного органа и его территориальные подразделения обязаны уведомить административный источник о начале проведения периодической проверки не менее чем за трое суток, о начале проведения внеплановой проверки не менее чем за сутки до ее начала с указанием предмета проведения проверки по электронному документообороту или электронному адресу, полученному из официальных источников (интернет-ресурс административного источника), либо с использованием иных средств связи, обеспечивающих фиксацию получения.
|
11. Неисполнение в установленный срок заключения об устранении нарушений, выявленных по результатам профилактического контроля без посещения респондента, предоставляет уполномоченному органу или Национальному Банку Республики Казахстан право возбудить административное производство.
|
11. Должностные лица ведомства уполномоченного органа и его территориальных подразделений, прибывшие на проверку к административному источнику, обязаны предъявить акт о назначении проверки, служебное удостоверение либо идентификационную карту.
|
12. Профилактический контроль без посещения респондента проводится в сроки, установленные в статистической форме. |
12. Началом срока проверки считается день вручения административному источнику акта о назначении проверки, в котором указываются: 1) номер и дата акта; 2) наименование государственного органа; 3) фамилия, имя, отчество (если оно указано в документе, удостоверяющем личность) и должность лица (лиц), уполномоченного (уполномоченных) на проведение проверки; 4) сведения о специалистах, консультантах и экспертах государственных органов, подведомственных и иных организаций, привлекаемых для проведения проверки; 5) наименование административного источника, его место нахождения; 6) предмет назначенной проверки; 7) вид проверки; 8) срок проведения проверки; 9) основания проведения проверки; 10) проверяемый период; 11) права и обязанности административного источника, предусмотренные настоящей статьей; 12) подпись лица, уполномоченного подписывать акт; 13) подпись руководителя или лица, исполняющего обязанности руководителя административного источника, о получении или об отказе в получении акта. Акты о назначении, приостановлении, возобновлении, прекращении и продлении проверок подписываются руководством ведомства уполномоченного органа или первым руководителем территориального подразделения ведомства уполномоченного органа и вручаются руководителю или лицу, исполняющему обязанности руководителя административного источника, для его ознакомления. |
|
13. Течение срока проверок приостанавливается на срок действия чрезвычайной ситуации природного, техногенного и социального характера, введения режима чрезвычайного положения, возникновения или угрозы возникновения распространения эпидемии, очагов карантинных объектов и особо опасных вредных организмов, инфекционных, паразитарных заболеваний, отравлений, а также радиационных аварий и связанных с ними ограничений, а также в случаях осуществления административных производств и процедур, препятствующих проведению проверок. Течение срока проверок возобновляется в течение десяти рабочих дней со дня прекращения действия чрезвычайной ситуации природного, техногенного и социального характера, введения режима чрезвычайного положения, возникновения или угрозы возникновения распространения эпидемии, очагов карантинных объектов и особо опасных вредных организмов, инфекционных, паразитарных заболеваний, отравлений, а также радиационных аварий и связанных с ними ограничений, а также прекращения административных производств и процедур, препятствующих проведению проверок. Течение срока проверок прекращается в случаях ликвидации административного источника. Сроки проведения проверок устанавливаются с учетом объема предстоящих работ, а также поставленных задач и не должны превышать тридцать рабочих дней с продлением на срок не более пятнадцати рабочих дней. Срок проведения проверок может быть продлен только один раз. Продление сроков проведения проверок оформляется дополнительным актом о продлении сроков проверки с уведомлением административного источника, в котором указываются дата и номер предыдущего акта о назначении проверки и причины продления. Уведомление о продлении срока проверки вручается административному источнику должностным лицом ведомства уполномоченного органа или его территориального подразделения за один рабочий день до продления с уведомлением о вручении. |
|
14. По результатам проверок должностным лицом ведомства уполномоченного органа или его территориального подразделения составляется заключение о результатах проверки, в котором указываются: 1) номер, дата и место составления заключения; 2) наименование государственного органа; 3) дата и номер акта о назначении проверки (дополнительного акта о продлении срока при его наличии); 4) фамилии, имена, отчества (если они указаны в документах, удостоверяющих личность) и должности лиц, проводивших проверку; 5) сведения о специалистах, консультантах и экспертах государственных органов, подведомственных и иных организаций, привлеченных для проведения проверки; 6) наименование административного источника, его место нахождения; 7) вид проверки; 8) срок и период проведения проверки; 9) предмет проверки; 10) сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях, их характере; 11) требования об устранении выявленных нарушений с указанием срока исполнения требований; 12) подписи должностных лиц, проводивших проверку; 13) сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с заключением руководителя или лица, исполняющего обязанности руководителя административного источника, а также лиц, присутствовавших при проведении проверки, их подписи или запись об отказе от подписи. Первый экземпляр заключения о результатах проверки сдается в электронной форме в государственный орган, осуществляющий в пределах своей компетенции деятельность в области государственной правовой статистики и специальных учетов, второй экземпляр на бумажном носителе под роспись вручается руководителю или лицу, исполняющему обязанности руководителя административного источника, для ознакомления, третий экземпляр остается у ведомства уполномоченного органа или его территориального подразделения. |
|
15. Завершением срока проверок считается день вручения административному источнику заключения о результатах проверки. |
|
16. Нарушения, выявленные по результатам проверки, устраняются административным источником в течение пятнадцати рабочих дней со дня, следующего за днем завершения проверки, с обязательным представлением в ведомство уполномоченного органа или его территориальное подразделение, составившее заключение материалов, доказывающих факт устранения нарушений. В случае отсутствия нарушений при проведении проверки в заключении о результатах проверки производится соответствующая запись. |
|
17. В случае наличия замечаний и (или) возражений по результатам проверок или дистанционного контроля административный источник излагает их в письменном виде и направляет посредством электронного документооборота в ведомство уполномоченного органа или его территориальное подразделение, составившее заключение, в течение пяти рабочих дней со дня завершения проверки. Ведомство уполномоченного органа или его территориальное подразделение рассматривает замечания и (или) возражения административного источника к заключению в течение пятнадцати рабочих дней со дня их поступления и дает мотивированный ответ. |
|
18. Требования об устранении выявленных нарушений, указанные в заключении об устранении нарушений, выявленных по результатам дистанционного контроля, а также в заключении о результатах проверки, являются обязательными для исполнения административным источником. |
|
19. При неисполнении заключения о результатах проверки возбуждается административное производство в соответствии с законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях. |
|
20. Должностные лица ведомства уполномоченного органа и его территориальных подразделений при проведении государственного контроля в отношении административных источников имеют право: 1) беспрепятственного доступа на территорию и в помещения административного источника с соблюдением установленных требований пропускного и внутриобъектового режима; 2) получать документы (сведения) на бумажных и электронных носителях либо их копии для приобщения к результатам проверок и при необходимости использовать их в проведении дистанционного контроля; 3) получать доступ к автоматизированным базам данных (информационным системам) в соответствии с предметом проверки с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Республики Казахстан о государственных секретах и иной охраняемой законом Республики Казахстан тайне; 4) привлекать специалистов, консультантов и экспертов государственных органов, подведомственных и иных организаций; 5) осуществлять аудио-, фото- и видеосъемку; 6) фиксировать на видеосъемку факты отказа выполнения обязательств административного источника, предусмотренных настоящей статьей. |
|
21. Должностные лица ведомства уполномоченного органа и его территориальных подразделений при осуществлении государственного контроля в отношении административных источников обязаны: 1) соблюдать законодательство Республики Казахстан, права и законные интересы административных источников; 2) проводить дистанционный контроль и проверки на основании и в строгом соответствии с порядком, установленным настоящей статьей; 3) не препятствовать установленному режиму работы административного источника в период проведения проверок; 4) не препятствовать руководителю или лицу, исполняющему обязанности руководителя административного источника, присутствовать при проведении проверок, давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверок; 5) предоставлять административному источнику необходимую информацию, относящуюся к предмету проверок; 6) вручить административному источнику заключение о результатах проверки или заключение об устранении нарушений, выявленных по результатам дистанционного контроля; 7) обеспечить сохранность и конфиденциальность документов и сведений, полученных в результате проведения дистанционного контроля и проверок; 8) своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законами Республики Казахстан полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений требований, установленных законодательством Республики Казахстан. |
|
22. Административные источники при проведении государственного контроля в отношении их вправе: 1) не представлять документы и сведения, если они не относятся к предмету проводимого дистанционного контроля и проверок; 2) по выявленным в результате дистанционного контроля и проверок нарушениям в случае необходимости дополнительных временных и (или) финансовых затрат не позднее пяти рабочих дней обратиться в ведомство уполномоченного органа или его территориальное подразделение с обоснованным заявлением о продлении сроков устранения нарушений; 3) обжаловать результаты дистанционного контроля и проверок, а также действия (бездействие) должностных лиц ведомства уполномоченного органа или его территориального подразделения в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан; 4) фиксировать процесс осуществления проверок, а также отдельные действия должностного лица, проводимые им в рамках проверок, с помощью средств аудио- и видеотехники, не создавая препятствий деятельности должностного лица. |
|
23. Административные источники при проведении государственного контроля в отношении их обязаны: 1) обеспечить беспрепятственный доступ должностных лиц ведомства уполномоченного органа и его территориальных подразделений на территорию и в помещения административного источника; 2) представлять должностным лицам ведомства уполномоченного органа и его территориальных подразделений документы (сведения) на бумажных и электронных носителях либо их копии для приобщения к заключению о результатах проверки; 3) с соблюдением требований по охране либо иной охраняемой законом Республики Казахстан тайны доступ к автоматизированным базам данных (информационным системам) в соответствии с предметом проверки; 4) делать отметки в акте о назначении проверки, заключении о результатах проверки; 5) не допускать внесения изменений и дополнений в проверяемые документы в период проведения проверок, если иное не предусмотрено законами Республики Казахстан; 6) находиться по месту нахождения административного источника в назначенные сроки проверки, указанные в уведомлении о начале проведения проверки.
|
Информация об официальном опубликовании акта:
газета "Егемен Қазақстан" № 67 (30796), 08.04.2024 г.,
газета "Казахстанская правда" № 67-68 (30194-30195), 08.04.2024 г.,
Эталонный контрольный банк НПА РК в электронном виде, 11.04.2024 г.
Таким образом, после введения в действие, при выявлении непредставления респондентами первичных статистических данных в сроки, указанные в графике представления респондентами первичных статистических данных, респонденты будут сразу привлекаться к административной ответственности в виде штрафа без проведения профилактического контроля.
При обнаружении недостоверных первичных статистических данных, респондентам будет отправлено извещение о необходимости внесения исправлений в статистические формы. Внесение корректировок может быть сделано путем повторного представления статистической формы или представления дополнительной информации для подтверждения достоверности данных в течение одного рабочего дня (ранее представлялось два дня).
При наличии достаточных оснований, указывающих на представление респондентами недостоверных первичных статистических данных, будет возбуждено производство по делу об административном правонарушении.
#госконтроль #респонденты #госконтрольреспондентов #изменениявгосконтроле #icfm.kz