Разработан КДРП к проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам онлайн-платформ и масс-медиа» (Краткий обзор)

   На портале https://legalacts.egov.kz размещен Консультативный документ регуляторной политики к проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам онлайн-платформ и масс-медиа».

   Описание проблемы:

   •Отсутствует законодательное закрепление требований к онлайн-платформам, собственниками которых являются юридические лица, осуществлять учетную регистрацию представительства онлайн-платформы в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

  Основные проблемы, связанные с назначением законного представителя вместо создания полноценного представительства:

   1.Отсутствие юридической и финансовой ответственности.

  2.Сложности в право применении и исполнении требований.

    Государственные органы сталкиваются с трудностями в реализации своих полномочий в отношении иностранных онлайн-платформ. Запросы о предоставлении данных пользователей, удалении противоправного контента или соблюдении требований локального законодательства зачастую остаются без ответа или обрабатываются с большим запозданием.

    3.Отсутствие реальных механизмов влияния на платформу.

    В связи с чем, необходимо закрепить требования к онлайн-платформам, собственниками которых являются юридические лица, осуществлять учетную регистрацию представительства онлайн-платформы в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

    Также, в целях законодательного закрепления основания по разработке правил мониторинга онлайн-платформ и правил об ограничении доступа к интернет-ресурсам, онлайн-платформам и сервисам обмена мгновенными сообщениями требуется внесения изменений и дополнений в Закон РК «О масс-медиа» и Закон РК «Об онлайн-платформах и онлайн-рекламе».

    В связи с чем, нет механизма привлечения к административной ответственности за распространение противоправного контента.

    • Необходимость актуализации законодательства в связи с развитием онлайн-платформ и масс-медиа.

    Действующие нормы Бюджетного кодекса РК, Гражданского процессуального кодекса РК,

Кодекса РК о здоровье народа и системе здравоохранения, Закона РК «О рекламе», Закона РК «О персональных данных и их защите», Закона РК «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», требуют актуализации, дополнений и уточнений с учетом норм Закона РК «О масс-медиа» и Закона РК «Об онлайн-платформах и онлайн-рекламе».

   • Отсутствие четкой правовой дефиниции аудиовизуальной платформы и законодательного урегулирования деятельности операторов аудиовизуальных платформ.

   Отсутствие чёткой правовой дефиниции аудиовизуальной платформы не позволяет отнести их к какой-либо категории субъектов информационного пространства. Также это создает неравные условия конкуренции для масс-медиа. В настоящее время иностранные аудиовизуальные платформы действуют в Казахстане без обязательств и надзора. Государственные органы не могут эффективно мониторить и регулировать содержание на аудиовизуальных платформах, что может быть рискованно в контексте распространения противоправного контента.

   • Средство массовой информации не осуществляет маркировку официальных ответов государственного органа при публикации.

  Это создает условия для возможного искажения правового характера предоставленной информации, снижает доверие к источнику, затрудняет определение правового статуса опубликованного документа, а также порождает риски недостоверной интерпретации официальной позиции государственного органа.

   • Приостановление вещания отдельных телеканалов, включенных в перечень теле-, радиоканалов свободного доступа, распространяемых национальным оператором телерадиовещания.

  Согласно информации национального оператора телерадиовещания – АО «Казтелерадио», ежегодно фиксируются случаи неоднократного приостановления вещания отдельных телеканалов, включенных в перечень.

   Данные факты вызывают недовольство населения, вызванного отсутствием обещанного набора бесплатных телеканалов.

      Предлагаемые пути решения описанной проблемы:

   •Предлагается рамках законопроекта закрепление требований к онлайн-платформам, собственниками которых являются юридические лица, осуществлять учетную регистрацию представительства онлайн-платформы в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

      Принятие закона формирует правовую основу для разработки и внедрения механизма привлечения к административной ответственности за распространение противоправного контента, устанавливая порядок применений санкций. Это способствует эффективному регулированию онлайн-пространства, обеспечению информационной безопасности и защите прав граждан. Также, принятие закона создаёт фундамент для эффективного и сбалансированного регулирования цифровой среды, обеспечивая правовую определённость для всех участников интернет-пространства.

     •Предлагается актуализация законодательства в связи с развитием онлайн-платформ и масс-медиа.

    Принятие закона позволит устранить возможные правовые коллизии, обеспечить единообразие регулирования в сфере онлайн-платформ и масс-медиа, а также повысит правовую определенность и эффективность применения норм законодательства.

     •Предлагается законодательное урегулирование деятельности операторов аудиовизуальных платформ.

    Принятие закона позволит законодательно урегулировать деятельность операторов аудиовизуальных платформ.

  •Предлагается законодательное закрепление обязанности СМИ осуществлять маркировку официальных ответов государственного органа.

     Маркировка представляет собой важный инструмент в борьбе с дезинформацией. Эта инициатива будет служить эффективной формой официальной коммуникации с общественностью, способствуя разъяснению фактов, опровержению ложных утверждений и обеспечению прозрачности в действиях государственных органов.

   • Предлагается установление обязанности по организации вещания в течение 30 (тридцати) календарных дней со дня утверждения перечня теле-, радиоканалов свободного доступа, распространяемых национальным оператором телерадиовещания. В случае неисполнения теле-, радиоканал подлежит исключению из перечня теле-, радиоканалов свободного доступа, распространяемых национальным оператором телерадиовещания.

      Принятие нормы будет отвечать интересам всех сторон – граждан (как конечных потребителей), государства (обязанного обеспечить единое информационное пространство) и отрасли телерадиовещания (заинтересованной в четких и прозрачных правилах взаимодействия).

     Принятие проекта Закона направлено на создание необходимых законодательных правовых основ для снижения объема противоправного контента на онлайн-платформах и актуализации законодательства в связи с развитием онлайн-платформ и масс-медиа.

  Публичное обсуждение КДРП до: 10.07.2025 г.

С текстом КДРП можно ознакомиться по следующей ссылке:

https://legalacts.egov.kz/npa/view?id=15543800

 PS: Юридическая коллизия — это разногласия или противоречие между нормативными правовыми актами, регулирующими одни и те же или смежные правоотношения, а также между компетенцией органов власти.

 

Данные актуальны на 24.06.2025 года.

#СМИ #маркировкаинформации #госорганы #официальныеответы #КДРП #медиарегулирование #информполитика #прозрачность #проектНПА #Казахстан #icfmkz

Вернуться назад

Заказать звонок

Отправить


Ваши данные в безопасности и не
будут передаваться третьим лицам

+