Трудоустройство граждан государств-участников ЕАЭС (нюансы, налогообложение).

В статье 2 Закона Республики Казахстан «О правовом положении иностранцев» от 19 июня 1995 года N 2337 указано, что иностранцами в Республике Казахстан признаются лица, не являющиеся гражданами Республики Казахстан и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иного государства.

Все иностранные граждане делятся на две категории:

  • временно прибывающие на территорию Республики Казахстан
  • постоянно проживающие на территорию Республики Казахстан

   Согласно статье 4 Закона Республики Казахстан «О правовом положении иностранцев» от 19 июня 1995 года N 2337 постоянно проживающими в Республике Казахстан признаются иностранцы, получившие разрешение на постоянное проживание в Республике Казахстан в порядке, определяемом Министерством внутренних дел Республики Казахстан.

    Иностранцы, находящиеся в Республике Казахстан на ином законном основании, а также признанные потерпевшими, свидетелями, подозреваемыми или обвиняемыми по уголовным делам, считаются временно пребывающими в Республике Казахстан до вступления в силу приговора суда или принятия иного процессуального решения уполномоченными органами.

    В подпунктах 8), 10-1) статьи 1 Закона Республики Казахстан «О миграции населения» от 22 июля 2011 года № 477-IV определено, что:

  • иммигрант – это иностранец или лицо без гражданства, прибывшие в Республику Казахстан для временного или постоянного проживания
  • принимающее лицо –это гражданин Республики Казахстан, иностранец и лицо без гражданства, постоянно проживающие в Республике Казахстан, или юридическое лицо, зарегистрированное в Республике Казахстан, ходатайствующие о приглашении иммигрантов в Республику Казахстан для временного проживания и (или) предоставляющие место для их проживания

Согласно пунктам 4 и 6 Постановления Правительства Республики Казахстан «Об утверждении Правил въезда и пребывания иммигрантов в Республике Казахстан, а также их выезда из Республики Казахстан и Правил осуществления миграционного контроля, а также учета иностранцев и лиц без гражданства, незаконно пересекающих Государственную границу Республики Казахстан, незаконно пребывающих на территории Республики Казахстан, а также лиц, которым запрещен въезд на территорию Республики Казахстан» от 21 января 2012 года № 148  разрешенный срок пребывания иммигрантов в Республике Казахстан заканчивается:

  • для граждан государств-участников Евразийского экономического союза – по истечении девяноста календарных дней со дня пересечения Государственной границы Республики Казахстан
  • Если международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящих Правилах, то применяются правила международного договора

Так, например, в пунктах 1 и 3 статьи 1 Закона Республики Казахстан «О ратификации Соглашения между Республикой Казахстан и Российской Федерацией о порядке пребывания граждан Республики Казахстан на территории Российской Федерации и граждан Российской Федерации на территории Республики Казахстан» от 14 ноября 2014 года № 250-V ЗРК указано, что:

Граждане одной Стороны, временно пребывающие на территории другой Стороны, освобождаются от обязанности регистрации (постановки на учет по месту пребывания) в компетентных органах Стороны пребывания в течение 30 дней.

В случае пребывания гражданина одной Стороны на территории другой Стороны свыше 30 дней, указанный гражданин обязан зарегистрироваться (встать на учет по месту пребывания) в компетентных органах Стороны пребывания в соответствии с ее законодательством.

Согласно пунктов 1 и 3 статьи 1 Закона Республики Казахстан «О ратификации Соглашения между Республикой Казахстан и Республикой Беларусь о порядке пребывания граждан Республики Казахстан на территории Республики Беларусь и граждан Республики Беларусь на территории Республики Казахстан» от 29 декабря 2014 года № 273-V ЗРК   граждане одной Стороны, временно пребывающие на территории другой Стороны, освобождаются от обязанности регистрации (постановки на учет по месту пребывания) в компетентных органах Стороны пребывания в течение 30 календарных дней с даты их въезда.

В случае пребывания гражданина одной Стороны на территории другой Стороны свыше 30 дней указанный гражданин обязан зарегистрироваться (встать на учет по месту пребывания) в компетентных органах Стороны пребывания в соответствии с ее законодательством.

В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 1 Закона Республики Казахстан «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Кыргызской Республики о порядке пребывания граждан Республики Казахстан на территории Кыргызской Республики и граждан Кыргызской Республики на территории Республики Казахстан» от 5 июля 2012 года № 26-V  граждане государства одной Стороны, временно пребывающие на территории государства другой Стороны, освобождаются от обязанности регистрации (постановки на учет по месту пребывания) в компетентных органах Стороны пребывания в течение 30 календарных дней.

В случае пребывания гражданина государства одной Стороны на территории государства другой Стороны свыше 30 календарных дней, указанный гражданин обязан зарегистрироваться (встать на учет по месту пребывания) в компетентных органах Стороны пребывания в соответствии с ее законодательством.

 В пункте 1 статьи 1 Закона Республики Казахстан «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Республики Армения о взаимных поездках граждан и порядке пребывания граждан» от 7 апреля 2008 года N 22-IV указано, что       граждане государства одной Стороны, в том числе постоянно проживающие либо временно пребывающие в третьих государствах, могут на основании документов, действительных для выезда за границу, въезжать, следовать транзитом, выезжать и пребывать на территории государства другой Стороны без виз сроком до девяноста дней со дня пересечения государственной границы государства въезда.

Согласно пункту 6 статьи 97 Закона Республики Казахстан «О ратификации Договора о Евразийском экономическом союзе» от 14 октября 2014 года № 240-V ЗРК   граждане государства-члена, прибывшие в целях осуществления трудовой деятельности или трудоустройства на территорию другого государства-члена, и члены семей освобождаются от обязанности регистрации (постановки на учет) в течение 30 суток с даты въезда.

      В случае пребывания граждан государства-члена на территории другого государства-члена свыше 30 суток с даты въезда, эти граждане обязаны зарегистрироваться (встать на учет) в соответствии с законодательством государства въезда, если такая обязанность установлена законодательством государства въезда.

В пункте 4 статьи 6 Закона Республики Казахстан «О миграции населения» от 22 июля 2011 года № 477-IV указано, что  срок временного пребывания в Республике Казахстан иммигранта, прибывшего в Республику Казахстан в порядке, не требующем получения визы, не может превышать тридцать календарных дней со дня пересечения Государственной границы Республики Казахстан, суммарно девяносто календарных дней в течение каждого периода в сто восемьдесят календарных дней, если иной порядок не установлен соглашением Республики Казахстан с соответствующей стороной или Правительством Республики Казахстан.

   Таким образом граждане государств-участников ЕАЭС могут находиться на территории Республики Казахстан без регистрации 90 календарных дней в течение каждого периода в 180 календарных дней.

Согласно пунктам 2 и  9  Постановления Правительства Республики Казахстан «Об утверждении Правил въезда и пребывания иммигрантов в Республике Казахстан, а также их выезда из Республики Казахстан и Правил осуществления миграционного контроля, а также учета иностранцев и лиц без гражданства, незаконно пересекающих Государственную границу Республики Казахстан, незаконно пребывающих на территории Республики Казахстан, а также лиц, которым запрещен въезд на территорию Республики Казахстан» от 21 января 2012 года № 148   учет иммигрантов осуществляется органами внутренних дел на основании информации принимающих лиц, а также Комитета национальной безопасности Республики Казахстан, поступающей из пунктов пропуска через Государственную границу Республики Казахстан.

Принимающие лица информируют органы внутренних дел о пребывающих у них иммигрантах в течение трех рабочих дней со дня их прибытия.

Учет иммигрантов осуществляется по документам, удостоверяющим личность.

Нарушение норм настоящих Правил влечет предусмотренную законами Республики Казахстан ответственность.

В пунктах 5, 6 и 7 Приказа Министра внутренних дел Республики Казахстан «Об утверждении Правил предоставления принимающими лицами информации о пребывающих у них иммигрантах, а также транзитного проезда иностранцев и лиц без гражданства по территории Республики Казахстан» от 27 января 2016 года № 83 указано, что:

Уведомления отправляются следующими способами:

  • подача уведомления на бумажном носителе непосредственно в органы внутренних дел по адресам, размещенным на сайте mvd.gov.kz;
  • через Визово-миграционный портал ЕИС "Беркут" посредством персональной электронной цифровой подписи через веб-сайты www.vmp.gov.kz или egov.kz;
  • через информационную систему "e-Qonag" пользователями указанной системы.

При перемене иммигрантом временного места жительства в Республике Казахстан принимающее лицо в течение трех рабочих дней извещает об этом органы внутренних дел.

Ответственность за достоверность сведений, содержащихся в уведомлении и своевременность подачи уведомления, несет принимающая сторона.

В соответствие с частью первой статьи 518 Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» от 5 июля 2014 года № 235-V ЗРК непринятие принимающим лицом мер по оформлению документов на право пребывания иностранцев и лиц без гражданства в Республике Казахстан, либо их выезду из Республики Казахстан по истечении определенного срока пребывания, либо несвоевременное информирование органов внутренних дел о пребывающих у них иммигрантах – влечет предупреждение на физических лиц, штраф на должностных лиц, субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации в размере десяти, на субъекты среднего предпринимательства – в размере пятнадцати, на субъекты крупного предпринимательства – в размере двадцати месячных расчетных показателей.

По истечению 90 календарных дней гражданам государств-участников ЕАЭС необходимо выехать за пределы Республики Казахстан или получить разрешение на временное проживание (РВП) или вид на жительство (ВНЖ).

В подпункте 2) пункта 10 Постановления Правительства Республики Казахстан «Об утверждении Правил въезда и пребывания иммигрантов в Республике Казахстан, а также их выезда из Республики Казахстан и Правил осуществления миграционного контроля, а также учета иностранцев и лиц без гражданства, незаконно пересекающих Государственную границу Республики Казахстан, незаконно пребывающих на территории Республики Казахстан, а также лиц, которым запрещен въезд на территорию Республики Казахстан» от 21 января 2012 года № 148 указано, что разрешение на временное проживание оформляется на основании обращений физических и юридических лиц, заключивших с иммигрантом в установленном законодательством порядке трудовой договор.

Разрешение на временное проживание оформляется на период, не превышающий срока действия национального паспорта иммигранта.

Иммигрантам, которым в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области миграции населения и/или международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан, не требуется получения разрешений, указанных в части четвертой настоящего пункта, а также членам их семей разрешение на временное проживание оформляется на один год с возможностью ежегодного продления, но не может превышать срока действия трудового договора или гражданско-правового договора по выполнению работ (оказанию услуг).

Согласно пункта 5 Приказа Министра внутренних дел Республики Казахстан «Об утверждении Правил выдачи иностранцам и лицам без гражданства разрешения на временное и постоянное проживание в Республике Казахстан» от 4 декабря 2015 года № 992  для получения государственной услуги РВП услугополучатели обращаются в территориальные органы полиции (далее - услугодатель), либо через Государственную корпорацию, либо через портал с заявлением-анкетой о выдаче иностранцу или лицу без гражданства разрешения на временное проживание в Республике Казахстан по форме, согласно приложению 1 к настоящим Правилам о выдаче РВП иммигрантам с приложением документов в зависимости от цели пребывания, предусмотренных перечнем Стандарта государственной услуги "Выдача иностранцам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Республике Казахстан" (далее – Стандарт по РВП) согласно приложению 1-1 к настоящим Правилам.

В пункте 8 Приложение 1-1 к Правилам выдачи иностранцам и лицам без гражданства разрешения на временное и постоянное проживание в Республике Казахстан указано, что "При подаче заявления о выдаче РВП через услугодателя и Государственную корпорацию необходимы":

  • заявление-анкета о выдаче РВП согласно приложению 1 к Правилам.
  • копия документа, удостоверяющего личность иностранца либо лица без гражданства, с которыми ратифицированы соглашения о безвизовом пребывании (оригинал предоставляется для сверки);
  • копия медицинской страховки (оригинал предоставляется для сверки) (за исключением граждан стран Евразийского экономического Союза (далее - ЕАЭС).

В зависимости от цели прибытия дополнительно представляют:

  • с целью осуществления трудовой деятельности дополнительно представляют для граждан ЕАЭС трудовой договор, зарегистрированный в уполномоченном органе (Министерство труда и социальной защиты населения) – в единой системе учета трудовых договоров "ЕСУТД" или гражданско-правовой договор по выполнению работ (оказанию услуг)
  • Документы, составленные на иностранном языке, подлежат переводу на государственный либо русский язык
  • Верность перевода с одного языка на другой, свидетельствует нотариус в соответствии со статьей 80 Закона Республики Казахстан "О нотариате"

Таким образом, работодатель (физическое или юридическое лицо) которое заключило с гражданином государства-участника ЕАЭС трудовой договор подает пакет документов на получение РВП для работника - гражданина государства-участника ЕАЭС.

        Заключение Трудового договора с гражданином государства-участника ЕАЭС

Согласно пункта 3 статьи 2 Трудового Кодекса Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года № 414-V ЗРК если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Кодексе, то применяются правила международного договора.

В пункте 1 статьи 1 Закона Республики Казахстан «О ратификации Договора о Евразийском экономическом союзе» от 14 октября 2014 года № 240-V ЗРК указано, что в рамках Евразийского экономического союза (далее - Союз, ЕАЭС) обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, определенных настоящим Договором и международными договорами в рамках Союза.

Согласно пунктам 1, 3 и 4 статьи 97 и пункту 1 статьи 98 Закона Республики Казахстан «О ратификации Договора о Евразийском экономическом союзе» от 14 октября 2014 года № 240-V ЗРК работодатели и (или) заказчики работ (услуг) государства-члена вправе привлекать к осуществлению трудовой деятельности трудящихся государств-членов без учета ограничений по защите национального рынка труда. При этом трудящимся государств-членов не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства.

Трудящийся государства-члена имеет право на занятие профессиональной деятельностью в соответствии со специальностью и квалификацией, указанных в документах об образовании, документах о присуждении ученой степени и (или) присвоении ученого звания, признаваемых в соответствии с настоящим Договором и законодательством государства трудоустройства (п.1 статьи 98).

В целях осуществления трудящимися государств-членов трудовой деятельности в государстве трудоустройства признаются документы об образовании, выданные образовательными организациями (учреждениями образования, организациями в сфере образования) государств-членов, без проведения установленных законодательством государства трудоустройства процедур признания документов об образовании.

Трудящиеся одного государства-члена, претендующие на занятие педагогической, юридической, медицинской или фармацевтической деятельностью в другом государстве-члене, проходят установленную законодательством государства трудоустройства процедуру признания документов об образовании и могут быть допущены соответственно к педагогической, юридической, медицинской или фармацевтической деятельности в соответствии с законодательством государства трудоустройства.

Документы об ученых степенях и ученых званиях, выданные уполномоченными органами государств-членов признаются в соответствии с законодательством государства трудоустройства.

Работодатели (заказчики работ (услуг)) вправе запросить нотариальный перевод документов об образовании на язык государства трудоустройства, а также в случае необходимости в целях верификации документов об образовании трудящихся государств-членов направлять запросы, в том числе путем обращения к информационным базам данных, в образовательные организации (учреждения образования, организации в сфере образования), выдавшие документ об образовании, и получать соответствующие ответы.

Трудовая деятельность трудящегося государства-члена регулируется законодательством государства трудоустройства с учетом положений настоящего Договора.

В подпунктах 1), 3), 4), 5) пункта 1, пунктах 2 и 6 статьи 32 Трудового Кодекса Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года № 414-V ЗРК указано, что для заключения трудового договора необходимы следующие документы:

  • документ, удостоверяющий личность Работника
  • документ об образовании, квалификации, наличии специальных знаний или профессиональной подготовки при заключении трудового договора на работу, требующую соответствующих знаний, умений и навыков
  • документ, подтверждающий трудовую деятельность (для лиц, имеющих трудовой стаж)
  • документ о прохождении предварительного медицинского освидетельствования (для лиц, обязанных проходить такое освидетельствование в соответствии с Трудовым Кодексом Республики Казахстан и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан)

Для заключения трудового договора в сфере образования, воспитания, организации отдыха и оздоровления, физической культуры и спорта, медицинского обеспечения, оказания социальных услуг, культуры и искусства с участием несовершеннолетних лицо представляет справку о наличии либо отсутствии сведений о совершении уголовного правонарушения: убийство, умышленное причинение вреда здоровью, против здоровья населения и нравственности, половой неприкосновенности, экстремистские или террористические преступления, торговлю людьми.

Работодатель не вправе требовать документы, не предусмотренные статьей 32 Трудового Кодекса Республики, за исключением случаев, предусмотренных нормативными правовыми актами Республики Казахстан.

Трудовой договор с гражданином государства-участника ЕАЭС может быть заключен на срок, указанный в статье 30 Трудового Кодекса Республики Казахстан (на неопределенный срок или на определенный срок).

Согласно подпункту 27) пункта 2 статьи 23 Трудового Кодекса Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года № 414-V ЗРК работодатель обязан вносить информацию о заключении и прекращении с работником трудового договора, вносимых в него изменениях и (или) дополнениях, содержащих сведения, предусмотренные подпунктами 1), 2), 3), 4), 5) и 13) пункта 1 статьи 28 Трудового Кодекса Республики Казахстан, в единую систему учета трудовых договоров в порядке, определенном уполномоченным государственным органом по труду.

В подпункте 4) пункта 4 Закона Республики Казахстан «О национальных реестрах идентификационных номеров» от 12 января 2007 года N 223 указано, что идентификационный номер применяется при осуществлении платежей и переводов денег, в том числе при перечислении обязательных пенсионных взносов и социальных отчислений, отчислений и (или) взносов на обязательное социальное медицинское страхование, а также исполнении налоговых обязательств.

(Приказ Министра внутренних дел Республики Казахстан «Об утверждении Правил оказания государственной услуги "Формирование индивидуального идентификационного номера иностранцам, временно пребывающим в Республике Казахстан"» от 27 марта 2020 года № 258)

  

 Налогообложение работника иностранца, гражданина государства-участника ЕАЭС

После заключения трудового договора с работником - иностранцем, гражданином государства-участника ЕАЭС работодателю необходимо определить признается работник:

  • налоговым резидентом Республики Казахстан
  • или нерезидентом Республики Казахстан

Поскольку в зависимости от того, признается ли работник резидентом или нерезидентом это оказывает существенное влияние на размер облагаемого дохода при исчислении индивидуального подоходного налога.

Однако вне зависимости от того, признается или не признается физическое лицо резидентом Республики Казахстан, физическое лицо уплачивает в Республике Казахстан налоги с доходов в соответствии с положениями Налогового Кодекса Республики Казахстан (п. 1 и 2 статьи 216 Налогового Кодекса Республики Казахстан, п. 10 статьи 98 Закона Республики Казахстан «О ратификации Договора о Евразийском экономическом союзе» от 14 октября 2014 года № 240-V ЗРК).

В соответствии с пунктом 1 статьи 316 Налогового Кодекса Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года № 120-VI ЗРК плательщиками индивидуального подоходного налога являются физические лица, имеющие объекты налогообложения в виде облагаемого дохода физического лица у источника выплаты и при самостоятельном налогообложении.

Согласно подпункту 1) пункта 1, пункта 2 и подпунктов 1) – 3) пункта 3 статьи 217   Налогового Кодекса Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года № 120-VI ЗРК резидентом Республики Казахстан в целях Налогового Кодекса Республики Казахстан признается физическое лицо:

  • постоянно пребывающее в Республики Казахстан;
  • непостоянно пребывающее в Республике Казахстан, но центр жизненных интересов которого находится в Республике Казахстан.

Если иное не установлено пунктом 2-1 статьи 217 Налогового Кодекса Республики Казахстан, физическое лицо признается постоянно пребывающим в Республике Казахстан для текущего налогового периода, если оно находится в Республике Казахстан не менее ста восьмидесяти трех календарных дней (включая дни приезда и отъезда) в любом последовательном двенадцатимесячном периоде, оканчивающемся в текущем налоговом периоде.

Центр жизненных интересов физического лица признается находящимся в Республике Казахстан при одновременном выполнении следующих условий:

  • физическое лицо имеет гражданство Республики Казахстан или разрешение на проживание в Республике Казахстан (вид на жительство)
  • супруг(а) и (или) близкие родственники физического лица проживают в Республике Казахстан
  • наличие в Республике Казахстан недвижимого имущества, принадлежащего на праве собственности или на иных основаниях физическому лицу и (или) супругу(е) и (или) его близким родственникам, доступного в любое время для его проживания и (или) для проживания супруга(и) и (или) его близких родственников.

В подпункте 1) статьи 219 Налогового Кодекса Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года № 120-VI ЗРК указано, что если физическое не является резидентом в соответствии с положениями статьи 217 Налогового Кодекса Республики Казахстан, то такое физическое лицо признается в целях Налогового Кодекса Республики Казахстан – нерезидентом.

Итак, если работник –иностранец, гражданин государства-участника ЕАЭС – нерезидент:

Согласно подпункту 20) пункта 1 статьи 644 и пункту 3 статьи 655 Налогового Кодекса Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года № 120-VI ЗРК доходами нерезидента из источников в Республике Казахстан признается доход физического лица-нерезидента от деятельности в Республике Казахстан по трудовому договору (соглашению, контракту), заключенному с резидентом или нерезидентом, являющимися работодателями.

Исчисление индивидуального подоходного налога по доходам, подлежащим налогообложению у источника выплаты, с учетом положений, предусмотренных пунктом 2 статьи 319 Налогового Кодекса Республики Казахстан, производится налоговым агентом без осуществления налоговых вычетов путем применения ставки, установленной пунктом 1 статьи 320 Налогового Кодекса Республики Казахстан, к сумме следующих доходов физического лица-нерезидента, включая доходы, определенные пунктом 1 статьи 322 Налогового Кодекса Республики Казахстан:

  1. от деятельности в Республике Казахстан по трудовому договору (соглашению, контракту), заключенному с резидентом или нерезидентом, являющимися работодателями.

Если работник –иностранец, гражданин государства-участника ЕАЭС признается резидентом:

  1. В пунктах 2 и 4 статьи 218 Налогового Кодекса Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года № 120-VI ЗРК указано, что  для подтверждения резидентства Республики Казахстан в целях применения международного договора, а также в иных целях лицо представляет в налоговый орган, являющийся вышестоящим по отношению к налоговому органу, в котором такое лицо зарегистрировано по месту нахождения, пребывания (жительства), налоговое заявление на подтверждение резидентства, если иное не установлено пунктом 2 статьи 218 Казахстан Налогового Кодекса Республики Казахстан.

Иностранец и лицо без гражданства, являющиеся резидентами обязано представить в налоговый орган с налоговым заявлением на подтверждение резидентства следующие документы:

нотариально засвидетельствованные копии:

  • заграничного паспорта или удостоверения лица без гражданства;
  • вида на жительство в Республике Казахстан (при его наличии);
  • документа, подтверждающего период пребывания в Республике Казахстан (визы или иных документов).

Резидентство лица подтверждается за каждый календарный год, указанный в налоговом заявлении на подтверждение резидентства, в пределах срока исковой давности, установленного статьей 48 Налогового Кодекса Республики Казахстан.

В соответствии с подпунктом 1) статьи 321, подпунктами 1) – 3) пункта 1 статьи 322 Налогового Кодекса Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года № 120-VI ЗРК в годовой доход физического лица включается доход работника, в том числе доход домашнего работника и доход трудового иммигранта-резидента.

Доходами работника, подлежащими налогообложению, являются следующие доходы, начисленные работодателем, являющимся налоговым агентом, и признанные, в том числе в бухгалтерском учете работодателя, в качестве расходов (затрат) в соответствии с законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности:

  • подлежащие передаче работодателем работнику в собственность деньги в наличной и (или) безналичной формах в связи с наличием трудовых отношений;
  • доходы работника в натуральной форме в соответствии со статьей 323 Налогового Кодекса Республики Казахстан;
  • доходы работника в виде материальной выгоды в соответствии со статьей 324 Налогового Кодекса Республики Казахстан.

Доходом работника, подлежащим налогообложению, также признается доход, полученный (подлежащий получению) членом совета директоров или иного органа управления налогоплательщика, не являющегося высшим органом управления.

В пунктах 1 и 1-1 статьи 353 Налогового Кодекса Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года № 120-VI ЗРК указано, что сумма облагаемого дохода работника определяется в следующем порядке:

  • сумма доходов работника, подлежащих налогообложению у источника выплаты, начисленных за налоговый период
  • минус сумма корректировки дохода за налоговый период, предусмотренной пунктом 1 статьи 341 Налогового Кодекса Республики Казахстан
  • минус сумма налоговых вычетов в порядке, указанном в статье 342 Налогового Кодекса Республики Казахстан

Сумма облагаемого дохода работника, определенная пунктом 1 статьи 353 Налогового Кодекса Республики Казахстан, уменьшается на 90 процентов, если начисленный доход работника за налоговый период не превышает 25-кратный размер месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года.

Согласно пункта 1 статьи 320 Налогового Кодекса Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года № 120-VI ЗРК   доходы налогоплательщика, за исключением доходов, указанных в пункте 2 статьи 320 Налогового Кодекса Республики Казахстан, облагаются налогом по ставке 10 процентов.

Таким образом если выполняются условия, указанные в статьи 217 Налогового Кодекса Республики Казахстан физическое лицо, признается резидентом Республики Казахстан (рекомендовано получить сертификат резиденства Республики Казахстан), то в этом случае такое физическое лицо имеет право на применение вычетов и корректировок при исчислении индивидуального подоходного налога.

 При этом доходы работника – иностранца, гражданина государства-участника ЕАЭС вне зависимости от того, признается работник резидентом или нерезидентом, суммы облагаемого дохода, полученного физическим лицом от деятельности в Республике Казахстан по трудовому договору, будут облагаться индивидуальным подоходным налогом по ставке 10%.

              Социальный налог:

В подпунктах 1) – 5) пункт1 и подпунктах 1), 2) пункта 2 статьи 482 Налогового Кодекса Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года № 120-VI ЗРК указано, что плательщиками социального налога являются:

  • индивидуальные предприниматели
  • лица, занимающиеся частной практикой
  • юридические лица-резиденты Республики Казахстан, если иное не установлено пунктом 3 статьи 482 Налогового Кодекса Республики Казахстан
  • юридические лица-нерезиденты, осуществляющие деятельность в Республике Казахстан через постоянные учреждения
  • юридические лица-нерезиденты, осуществляющие деятельность через структурное подразделение, которое не приводит к образованию постоянного учреждения

Не являются плательщиками социального налога следующие налогоплательщики:

- применяющие специальный налоговый режим:

  • на основе патента;
  • для крестьянских или фермерских хозяйств;
  • розничного налога;
  • с использованием специального мобильного приложения;
  • специализированные организации, в которых работают лица с инвалидностью с нарушениями опорно-двигательного аппарата, по потере слуха, речи, зрения, соответствующие условиям пункта 3 статьи 290 Налогового Кодекса Республики Казахстан.

Согласно подпунктам 1), 2) пункта 2, подпунктов 1) -5) пункта 3 статьи 484 Налогового Кодекса Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года № 120-VI ЗРК объектом налогообложения для плательщиков, указанных в подпунктах 3), 4) и 5) пункта 1 статьи 482 Налогового Кодекса Республики Казахстан, являются расходы:

  • работодателя по доходам работника, указанным в пункте 1 статьи 322 настоящего Кодекса (в том числе расходы работодателя, указанные в подпунктах 20), 22), 23) и 24) пункта 1 статьи 644 Налогового Кодекса Республики Казахстан)
  • налогового агента по доходам иностранного персонала, указанного в пункте 7 статьи 220 Налогового Кодекса Республики Казахстан

Из объекта налогообложения исключаются:

  • обязательные пенсионные взнос
  • взносы на обязательное социальное медицинское страхование
  • доходы, установленные в пункте 1 статьи 341 Налогового Кодекса Республики Казахстан, за исключением доходов, установленных в подпункте 10) пункта 1 статьи 341 Налогового Кодекса Республики Казахстан (все виды выплат, получаемых в связи с исполнением служебных обязанностей в других войсках и воинских формированиях, правоохранительных органах (за исключением таможенных органов), а также доходов, установленных в подпункте 53) пункта 1 статьи 341 Налогового Кодекса Республики Казахстан ( в части доходов работников, являющихся гражданами Республики Казахстан)
  • материальная выгода, фактически произведенная автономной организацией образования, указанной в пункте 1 статьи 291 Налогового Кодекса Республики Казахстан (в виде оплаты (возмещения) расходов на проживание, медицинское страхование, проезд воздушным транспортом)
  • выплаты, производимые за счет средств грантов

В пунктах 1- 3 статьи 485 Налогового Кодекса Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года № 120-VI ЗРК указано, что   Если иное не установлено статьей 485 Налогового Кодекса Республики Казахстан, социальный налог исчисляется по ставке:

  • с 1 января 2018 года – 9,5 процента
  • с 1 января 2025 года – 11 процентов

Индивидуальные предприниматели и лица, занимающиеся частной практикой, исчисляют социальный налог в 2-кратном размере месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на дату уплаты, за себя и 1-кратном размере месячного расчетного показателя за каждого работника.

Ставки социального налога для плательщиков, применяющих специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации, установлены главой 77 Налогового Кодекса Республики Казахстан.

              Социальные платежи (СО, ОПВ, ООСМС и ВОСМС).

Согласно статье 5 Закона Республики Казахстан «Об обязательном социальном страховании» от 26 декабря 2019 года № 286-VІ ЗРК иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Казахстан, кандасы пользуются правом на получение социальных выплат наравне с гражданами Республики Казахстан, если иное не предусмотрено Конституцией, законами и международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.   

В соответствии с пунктом 3 статьи 98 Закона Республики Казахстан «О ратификации Договора о Евразийском экономическом союзе» от 14 октября 2014 года № 240-V ЗРК социальное обеспечение (социальное страхование) (кроме пенсионного) трудящихся государств-членов и членов семей осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства.

Трудовой (страховой) стаж трудящихся государств-членов засчитывается в общий трудовой (страховой) стаж для целей социального обеспечения (социального страхования), кроме пенсионного, в соответствии с законодательством государства трудоустройства.

В подпунктах 1) и 5) статьи 7 Закона Республики Казахстан «Об обязательном социальном страховании» от 26 декабря 2019 года № 286-VІ ЗРК указано, что:

  • обязательному социальному страхованию подлежат работники, а также лица, имеющие иную оплачиваемую работу (избранные, назначенные или утвержденные)
  • иностранцы и лица без гражданства, а также кандасы, постоянно проживающие на территории Республики Казахстан и осуществляющие деятельность, приносящую доход на территории Республики Казахстан
  • Лица, достигшие возраста, предусмотренного пунктом 1 статьи 11 Закона Республики Казахстан "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан", не подлежат обязательному социальному страхованию

Согласно пункту 1 статьи 14, пунктам 4, 5 и 6 статьи 15 Закона Республики Казахстан «Об обязательном социальном страховании» от 26 декабря 2019 года № 286-VІ ЗРК социальные отчисления……… устанавливаются в размере 3,5 процента от объекта исчисления социальных отчислений, с 1 января 2025 года – 5 процентов от объекта исчисления социальных отчислений.

Объектом исчисления социальных отчислений для иностранцев и лиц без гражданства, а также кандасов, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан и осуществляющих деятельность, приносящую доход на территории Республики Казахстан, являются расходы работодателя, выплачиваемые им в виде доходов в качестве оплаты труда, за исключением доходов, с которых не уплачиваются социальные отчисления в фонд.

Ежемесячный объект исчисления социальных отчислений от одного плательщика не должен превышать 7-кратный минимальный размер заработной платы, установленный на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.

Социальные отчисления в фонд не уплачиваются с доходов, указанных в подпунктах 1) – 3) пункта 6 статьи 15 Закона Республики Казахстан от 26 декабря 2019 года № 286-VІ ЗРК.

В пункте 2 статьи 2 Закона Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» от 21 июня 2013 года № 105-V указано, что иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Казахстан, пользуются правом на пенсионное обеспечение наравне с гражданами Республики Казахстан, если иное не предусмотрено законами и международными договорами.

Согласно пунктау 3 статьи 98 Закона Республики Казахстан «О ратификации Договора о Евразийском экономическом союзе» от 14 октября 2014 года № 240-V ЗРК пенсионное обеспечение трудящихся государств-членов и членов семьи регулируется законодательством государства постоянного проживания, а также в соответствии с отдельным международным договором между государствами-членами.

В соответствии с пунктом 1статьи 3 Закона Республики Казахстан «О ратификации Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств – членов Евразийского экономического союза» от 7 декабря 2020 года № 381-VI ЗРК   формирование пенсионных прав трудящихся осуществляется за счет пенсионных взносов на тех же условиях и в том же порядке, что и формирование пенсионных прав граждан государства трудоустройства.

Согласно пунктам 1, 2 и 6 статьи 24 Закона Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» от 21 июня 2013 года № 105-V   обязательные пенсионные взносы, обязательные профессиональные пенсионные взносы в единый накопительный пенсионный фонд подлежат уплате агентами по ставкам, определяемым настоящим Законом.

От уплаты обязательных пенсионных взносов в единый накопительный пенсионный фонд освобождаются лица, указанные в подпунктах 1) – 5) пункта 2 статьи 24 Закона Республики Казахстан от 21 июня 2013 года № 105-V.

В доход для исчисления обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов включаются все виды оплаты труда в денежном выражении и иные доходы.

В подпунктах 1) =-4) пункта 6 Постановления Правительства РК «Об утверждении Правил и сроков исчисления, удержания (начисления) и перечисления обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов в единый накопительный пенсионный фонд и взысканий по ним» указаны выплаты и доходы с которых не удерживаются обязательные пенсионные взносы в ЕНПФ.

Согласно пункта 1 статьи 25 Закона Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» от 21 июня 2013 года № 105-V обязательные пенсионные взносы, подлежащие уплате в единый накопительный пенсионный фонд, устанавливаются в размере 10 процентов от ежемесячного дохода, принимаемого для исчисления обязательных пенсионных взносов.

При этом ежемесячный доход, принимаемый для исчисления обязательных пенсионных взносов, не должен превышать 50-кратный минимальный размер заработной платы, установленный на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.

При этом максимальный совокупный годовой доход, принимаемый для исчисления обязательных пенсионных взносов, не должен превышать двенадцать размеров 50-кратного минимального размера заработной платы, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.

В пунктах 2 и 3 статьи 2 Закона Республики Казахстан «Об обязательном социальном медицинском страховании» от 16 ноября 2015 года № 405-V ЗРК указано, что иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Казахстан, а также кандасы пользуются правами и несут обязанности в системе обязательного социального медицинского страхования наравне с гражданами Республики Казахстан, если иное не предусмотрено Законом Республики Казахстан от 16 ноября 2015 года № 405-V ЗРК.

Иностранцы и члены их семей, временно пребывающие на территории Республики Казахстан в соответствии с условиями международного договора, ратифицированного Республикой Казахстан, пользуются правами и несут обязанности в системе обязательного социального медицинского страхования наравне с гражданами Республики Казахстан, если иное не предусмотрено законами или международными договорами.

В соответствие с пунктом 4 статьи 98 Закона Республики Казахстан «О ратификации Договора о Евразийском экономическом союзе» от 14 октября 2014 года № 240-V ЗРК право трудящихся государств-членов и членов семей на получение скорой медицинской помощи (в экстренной и неотложной формах) и иной медицинской помощи регулируется в порядке согласно приложению № 30, а также законодательством государства трудоустройства и международными договорами, участником которых оно является.

Согласно пункту 3 Приложения № 30 к Договора о Евразийском экономическом союзе государство трудоустройства обеспечивает оказание медицинской помощи трудящимся государств-членов и членам семей в порядке и на условиях, которые определены законодательством государства трудоустройства и международными договорами.

В пункте 1, подпункте 2) пункта 2 статьи 14 Закона Республики Казахстан «Об обязательном социальном медицинском страховании» от 16 ноября 2015 года № 405-V ЗРК указано, что  плательщиками отчислений являются работодатели, включая иностранные юридические лица, осуществляющие деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение, а также филиалы, представительства иностранных юридических лиц, исчисляющие (удерживающие) и перечисляющие отчисления и взносы в фонд в порядке, установленном главой 6 Закона Республики Казахстан от 16 ноября 2015 года № 405-V ЗРК.

Плательщиками взносов не являются иностранцы и лица без гражданства, за исключением лиц, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан, и кандасов, если иное не предусмотрено международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.

Плательщиками взносов являются работники, в том числе государственные и гражданские служащие, за исключением военнослужащих, сотрудников правоохранительных, специальных государственных органов.

Согласно пунктов 1, 2 и 3 статьи 27 Закона Республики Казахстан «Об обязательном социальном медицинском страховании» от 16 ноября 2015 года № 405-V ЗРК  объектом исчисления отчислений являются расходы работодателя, выплачиваемые работнику, в том числе государственному и гражданскому служащему, в виде доходов, исчисленных в соответствии со статьей 29 Закона Республики Казахстан от 16 ноября 2015 года № 405-V ЗРК

От уплаты отчислений освобождаются работодатели за лиц, указанных в подпунктах 1) – 4) пункта 3 статьи 27 Закона Республики Казахстан «Об обязательном социальном медицинском страховании» от 16 ноября 2015 года № 405-V ЗРК.

Отчисления работодателей, подлежащие уплате в фонд, устанавливаются в размере:

  • с 1 января 2022 года – 3 процентов от объекта исчисления отчислений

В пунктах 1,5 и 7 статьи 28 Закона Республики Казахстан «Об обязательном социальном медицинском страховании» от 16 ноября 2015 года № 405-V ЗРК указано, что объектами исчисления взносов работников, в том числе государственных и гражданских служащих, а также физических лиц, получающих доходы по договорам гражданско-правового характера, являются их доходы, исчисленные в соответствии со статьей 29 Закона Республики Казахстан от 16 ноября 2015 года № 405-V ЗРК.

Освобождаются от уплаты взносов в фонд лица, указанные в подпунктах 1) -4) пункта 7 статьи 28 Закона Республики Казахстан «Об обязательном социальном медицинском страховании» от 16 ноября 2015 года № 405-V ЗРК.  

Взносы работников, в том числе государственных и гражданских служащих, а также физических лиц, получающих доходы по договорам гражданско-правового характера, подлежащие уплате в фонд, устанавливаются в размере:

  • с 1 января 2021 года – 2 процентов от объекта исчисления взносов

Согласно пунктам 1 и 3 статьи 29 Закона Республики Казахстан «Об обязательном социальном медицинском страховании» от 16 ноября 2015 года № 405-V ЗРК доходами работников, в том числе государственных и гражданских служащих, принимаемыми для исчисления отчислений и взносов, являются доходы, начисленные работодателями, за исключением доходов, установленных пунктом 4 статьи 29 Закона Республики Казахстан от 16 ноября 2015 года № 405-V ЗРК.

Ежемесячный объект, принимаемый для исчисления отчислений, не должен превышать 10-кратный минимальный размер заработной платы, установленный на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.

Ежемесячный доход, принимаемый для исчисления взносов, должен исчисляться по сумме всех видов доходов физического лица и не должен превышать 10-кратный минимальный размер заработной платы, установленный на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.

При уплате взносов с суммы дохода, равной 10-кратному минимальному размеру заработной платы, установленному на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете, уплата взносов с других доходов физического лица при наличии документа, подтверждающего уплату таких взносов, не требуется.

Таким документом является справка о суммах полученных доходов, исчисленных и уплаченных взносов, выданная работодателем и (или) налоговым агентом.

Примеры исчисления налогов и социальных платежей с дохода работника:

Работник –иностранец, гражданин государства-участника ЕАЭС.

Условно оклад работника установлен в размере 65 000 тенге.

1.Работник – нерезидент:

  • ОПВ     6 500 тенге (65 000 * 10%)
  • ВОСМС 1 300 тенге (65 000 * 2%)
  • ИПН  6 500 тенге (65 000 * 10%)
  • СО 2 100 тенге (Доход для исчисления СО менее МЗП (60 000), поэтому СО = 60 000 * 3,5%)
  • ООСМС 1 950 тенге (65 000 * 3%)
  • СН  3 334 тенге ((65 000 – ОПВ 6 500 – ВОСМС 1300) * 9,5% - СО 2100) (если работодатель – юридическое лицо и применяет ОУР (общеустановленный режим)
  • СН 1 МРП (если работодатель ИП на ОУР п.2 статьи 485 Налогового Кодекса РК)
  • СН - (если работодатель юридическое лицо или ИП на СНР (специальный налоговый режим))

Сумма заработной платы к выплате работнику 50 700 тенге (65 000 – ОПВ 6 500 – ИПН 6 500 – ВОСМС 1 300).

 

2 Работник – резидент, условно выполнены условия статьи 343 Налогового Кодекса Республики Казахстан.

  • ОПВ         6 500 тенге (65 000 * 10%)
  • ВОСМС 1 300 тенге (65 000 * 2%)
  • Корректировка (п.1-1 ст. 353 Налогового Кодекса Республики Казахстан) 12 886 (65 000 – 6 500 – 14 МРП (3 063 *14 МРП) 42 882 – ВОСМС 1 300) * 90%)
  • ИПН 143 тенге ((65 000 – ОПВ 6 500 – Корректировка 12 886 – 14 МРП 42 882 – ВОСМС 1 300) *10%)
  • СО 2 100 тенге (Доход для исчисления СО менее МЗП (60 000), поэтому СО = 60 000 * 3,5%
  • ООСМС 1 950 тенге (65 000 * 3%)
  • СН  3 334 тенге ((65 000 – ОПВ 6500 – ВОСМС 1300) * 9,5% - СО 2100) (если работодатель – юридическое лицо и применяет ОУР (общеустановленный режим)
  • СН    1 МРП (если работодатель ИП на ОУР п.2 статьи 485 Налогового Кодекса РК)
  • СН - (если работодатель юридическое лицо или ИП на СНР (специальный налоговый режим))

Сумма заработной платы к выплате работнику 57 057 тенге (65 000 – ОПВ 6 500 – ИПН 143 – ВОСМС 1300).

    ВЫВОДЫ:

При приеме на работу иностранца, гражданина государства-участника ЕАЭС работодателю необходимо:

  1. Учитывать тот факт, находиться ли иностранец на территории Республики Казахстан или нет.
  2. Если иностранца приглашает работодатель и иностранец въезжает на территорию Республики Казахстан, работодателю, как принимающей стороне необходимо уведомить органы внутренних дел о пребывающим у него иммигранте в течение трех рабочих дней со дня его прибытия.
  • Уведомить органы внутренних дел следующими способами:
  • подача уведомления на бумажном носителе непосредственно в органы внутренних дел по адресам, размещенным на сайте mvd.gov.kz;
  • через Визово-миграционный портал ЕИС "Беркут" посредством персональной электронной цифровой подписи через веб-сайты www.vmp.gov.kz или egov.kz;
  • через информационную систему "e-Qonag" посредством веб-сайта www.eqonaq.kz пользователями указанной системы.

   3. Если иностранец уже находится на территории Республики Казахстан работодатель заключает с физическим лицом трудовой договор.

    4. Работнику - иностранцу необходимо получить ИИН.

Трудоустройство граждан государства-участника ЕАЭС производиться в том же порядке, что и граждан Республики Казахстан. Работодателю не требуется в данном случае получать разрешения.

Работодатель вносит в ЕСУТД данные о трудовом договоре, обращается в уполномоченный орган (в территориальные органы миграционной полиции, либо через Государственную корпорацию, либо через портал https://idp.egov.kz/idp/sign-in   

Инструкция «Как получить услугу» https://www.gov.kz/services/4631?lang=ru ) для получения РВП работнику иностранцу. Необходимо помнить, что, если трудовой договор будет заключен на срок более 1 (одного) года работодателю нужно будет продлевать (ежегодно) РВП.

     5. Если работник- иностранец, гражданин государства-участника ЕАЭС работает на территории Республики Казахстан, то с его получаемых доходов по трудовому договору, работодатель исчисляет налоги и социальные платежи, как и с доходов работников граждан Республики Казахстан.

   6. Далее необходимо определить, признается ли физическое лицо резидентом Республики Казахстан или нет.

   7. И если работник - нерезидент, то исчисление ИПН производиться без применения вычетов и корректировок.

   8. В том случае если физическое лицо признается резидентом, рекомендовано получить физическому лицу сертификат резиденства. При этом необходимо помнить, что резидентство лица подтверждается за каждый календарный год, указанный в налоговом заявлении на подтверждение резидентства и резидентство необходимо подтверждать за каждый календарный год.

Если работник резидент, то при соблюдении положения Налогового Кодекса Республики Казахстан при исчислении ИПН применяются вычеты и корректировки.

Как получить услугу «Подтверждение резидентства Республики Казахстан» через портал egov.kz https://www.gov.kz/services/3522?lang=ru  https://egov.kz/cms/ru/services/2fpass318_mf

Налоговое заявление на получение подтверждения налогового резидентства: https://adilet.zan.kz/rus/docs/V1800016425#z64

Поиска документа, подтверждающего резидентство РК: https://www.kgd.gov.kz/ru/app/residence-certificates-info-web

 

Вернуться назад

Заказать звонок

Отправить


Ваши данные в безопасности и не
будут передаваться третьим лицам

+